ПРАЗДНИЧНАЯ КУХНЯ
«Алые паруса». Взгляд изнутри.

"Алые паруса-2016":
Прекрасные мгновения праздника

Под парусами: образовательный форум поймал ветер перемен

25.04.13

Изменение формата Санкт-Петербургского образовательного форума — впервые он стал частью Всероссийского праздника «Алые  паруса» и открылся в историческом Большом зале СПбНЦ РАН — наполнило этот смотр достижений профессионального образования особым смыслом, приблизив его и к выпускникам школ, которых с нетерпением ждут университеты, и к академическим учреждениям, непосредственно вовлеченным в подготовку кадров высшей квалификации. 

Как отметил открывший пленарное заседание форума губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, город на Неве, где волею Петра зародилась российская академия, и ныне прочно удерживает лидирующие позиции в науке и образовании. Например, создано более 30 вертикально интегрированных комплексов «вуз — колледж», позволяющих ликвидировать разрыв между высшим и средним специальным образованием и целенаправленно готовить высококвалифицированных специалистов. Другие тенденции: двукратный по сравнению с 2000 годом рост числа иногородних студентов и растущая грантовая поддержка одаренных школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых со стороны правительства Санкт-Петербурга. В прошлом году она превысила 92 млн рублей. 

Председатель президиума СПбНЦ РАН, нобелевский лауреат, академик Жорес Алфёров посвятил свой доклад, пожалуй, самой обсуждаемой сегодня теме — взаимодействию академической науки и профессионального образования. На многочисленных примерах из истории и современности он показал, что академия с момента своего основания была не только источником новых знаний, но и колыбелью образовательных учреждений. 

Докладчик призвал раз и навсегда забыть о противопоставлении академической и вузовской науки, которые, наоборот, должны сплотиться для решения поставленной президентом России задачи — создать к 2020 году 25 млн высокотехнологичных рабочих мест. С этим, как объяснил Жорес Алфёров, связан и выбор повестки дня предстоящего осенью форума «Наука и общество» — VIII Санкт-Петербургской встречи нобелевских лауреатов «Наука и прогресс человечества» - «Новые технологии для новой экономики России». 

Дефицит специалистов, отвечающих потребностям времени, может стать серьезным тормозом для развития в стране инновационной экономики, подтвердил председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга ректор НИУ ИТМО Владимир Васильев. Для достойного заполнения вакансий в секторе экономики высоких технологий необходимо, в первую очередь, решить проблемы молодых ученых и преподавателей: по-прежнему невысокая зарплата, заниженный социальный статус, необеспеченность жильем. По мнению докладчика, принципиальным подходом было бы квотирование на законодательном уровне числа молодых ученых, участвующих в научных и опытно-конструкторских разработках по всем федеральным целевым программам, равно как и оплаты их труда. 

Весьма познавательно (и поучительно!) прозвучали выступления работодателей, которые, в конечном счете, оценивают качество «продукции» образовательной сферы. Так, гендиректор компании Nissan в Санкт-Петербурге Дмитрий Михайлов как представитель нового для экономики города и набирающего силу автомобильного кластера требования к молодым специалистам предъявил специфичные: одни должны быть сильны в электронике, другие — в расчете прочности конструкций, третьи — в дизайне и эргономике, четвертые — в маркетологии... А общий знаменатель — непременное знание английского языка и желательно французского и японского. 

После пленарного заседания площадками для обсуждения актуальных образовательных технологий стали вузы города. Инновационные возможности высшей школы для развития промышленности уже более детально рассматривались в Политехническом университете. В Университете технологии и дизайна говорили о целевой подготовке и трудоустройстве выпускников, в Экономическом университете — об интеграции петербургской системы профессионального образования в мировой рынок, в Российском педагогическом университете — о развитии социальной активности студентов. Сетевые формы реализации образовательных программ были предметом дискуссии в Электротехническом университете «ЛЭТИ», проблемы формирования здорового образа жизни студентов — в Университете физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. 

В Университете аэрокосмического приборостроения состоялся круглый стол по проблемам проведения приемной кампании-2013. Контрольные цифры приема еще не озвучены, но речь шла о предполагаемом усилении роли практико-ориентированного (прикладного) бакалавриата в вузах и учреждениях среднего профессионального образования, а это прямая дорога в инженеры для будущих абитуриентов. Те же из них, кто сами или вместе с родителями посетил развернутую в рамках форума выставку «Профессиональное образование Санкт-Петербурга-2013», в которой были впервые представлены интерактивные экспозиции ряда федеральных университетов, могли увидеть, что нашим вузам есть чем гордиться и куда стремиться, и сориентироваться в своем профессиональном выборе. 

Источник: http://www.poisknews.ru/theme/edu/5921/